Обстановка на рынке автокредитов достигла нового уровня напряженности: тысячи россиян все чаще не справляются с выплатами по займу на покупку автомобиля. Число заемщиков, имеющих просрочку по платежам до 90 дней, в сентябре 2024 года достигло 31,4 тысячи — это максимальный показатель с конца прошлого года. Финансовые эксперты видят корень проблемы в недавнем ажиотаже на автокредиты, который значительно увеличил долговую нагрузку на граждан. В условиях роста цен на автомобили и повышения ставок кредиты становятся все менее доступными для широких слоев населения.
Ситуацию усугубляют решения, принимаемые банками и Центробанком, направленные на охлаждение перегретого рынка. Но просрочка по ранее выданным кредитам уже начала расти и, вероятно, продолжит ухудшаться в ближайшие месяцы, особенно среди заемщиков с высокими рисками.
Сентябрьские данные рынка автокредитования впечатляют масштабами. За месяц было выдано 173,8 тысячи кредитов, общий объем которых составил 247,9 млрд рублей. Данный рост сопровождался увеличением процента просрочек. С начала осени автокредиты стали лидером среди категорий кредитов с наибольшей долей долгов по срокам до 90 дней. В условиях экономической нестабильности люди оказались не готовы к повышению ставок и уменьшению своих доходов. В то время как в других секторах кредитования наблюдалась стагнация, автокредиты держали позиции, привлекая заемщиков яркими предложениями, которые впоследствии стали обременительными.
На текущий момент показатель просроченной задолженности по автокредитам составил 2% от общего числа всех кредитных долгов, что является рекордным уровнем с 2018 года. Тем не менее специалисты отмечают, что именно сегмент автокредитования долгое время оставался одним из наименее регулируемых, что и привело к такому объему невозвратных займов.
В условиях нестабильности Центробанк принял ряд мер, направленных на улучшение ситуации. С июля 2024 года введены надбавки к коэффициентам риска для автокредитов, что, по мнению регулятора, должно снизить поток «горячих» займов. Но уже в октябре ЦБ объявил о намерении расширить свои полномочия, введя макропруденциальные лимиты — инструменты, направленные на регулирование выдачи рискованных кредитов. Параметры будущих ограничений пока не утверждены, но очевидно, что их основная цель — снижение доли заемщиков с высоким уровнем долговой нагрузки.
Банки в свою очередь готовы идти на жесткие меры для сохранения своей стабильности: в условиях роста ключевой ставки они снижают уровень одобрения заявок на автокредиты. В сентябре он снизился до 22,4% — это почти на 8% ниже среднего показателя за текущий год. Снижение доли доходных клиентов вынуждает банки сосредоточиться на кредитах с минимальным риском. Таким образом, некогда массовый рынок автокредитов постепенно становится доступен лишь тем, кто обладает высокой платежеспособностью.
Помимо мер регулятора, ключевыми факторами, оказывающими давление на рынок автокредитования, стали высокие ставки и растущие цены на автомобили. Стоимость автокредитов на финансовых маркетплейсах в конце октября достигала 41% — это ставит заемщиков в жесткие рамки, когда займ становится фактически неподъемной ношей. Повышение ставок, которое происходит на фоне увеличения цен на транспортные средства, делает кредиты недоступными для средней прослойки населения.
Прогнозы экспертов указывают, что ситуация в ближайшие месяцы вряд ли улучшится. Скорее всего, уровень просроченной задолженности продолжит расти, особенно среди тех, кто приобрел автомобили на фоне ажиотажного спроса и теперь не может справиться с долгами.
Самые читаемые