Центробанк в 2023 году стал все чаще получать жалобы от россиян (более 60%) на кредитные компании, которые навязывают дополнительные платные опции при подписании кредитного договора. Большинство из них касаются соглашений, оформленных 1-2 года назад. Люди недовольны, что не могут вернуть деньги за них. По новым договорам такого количества жалоб не наблюдается, несмотря на ажиотажный спрос на заемные средства у населения.
По словам представителя регулятора, обычно к кредитному договору добавляются страховые продукты. Также часто подключают подписки на развлекательные сервисы, консультации специалистов: медиков, юристов и пр.
Получается, клиент переплачивает внушительную сумму. Не всегда он действительно нуждается в оплаченных услугах. Регулятор подчеркивает: если необходимость существует, решение должно приниматься осознанно, а не под давлением представителя кредитора или прочих манипуляций.
Эксперты напоминают: в соответствии с российским законодательством, каждый заемщик может воспользоваться "периодом охлаждения". После подписания кредитного договора и оформлении платных услуг, клиент может передумать, аннулировать действие дополнительных опций и вернуть уплаченные деньги.
Также кредитные компании не имеют права предустанавливать в договорах согласия на какие-либо услуги вместо клиента или иным способом манипулировать им. Вся информация должна быть донесена до заемщика в полном объеме и в понятной ему форме.
С января 2024 г. начал действовать новый законопроект, в рамках которого период охлаждения увеличивается до 30 дней, вместо 14. Также кредиторы обязаны отдельно уведомлять клиентов об оформленных ими платных услугах, а также озвучивать им право на отказ от них.
По закону в договоре должна быть прописана полная стоимость кредита, включая все начисленные проценты и платные услуги в течение всего срока действия соглашения. У заемщиков должна быть возможность объективно оценить стоимость займа и принять самостоятельное решение о подключении платных опций.
Самые читаемые