Рынок автокредитования в России переживает непростые времена. Несмотря на формальное снижение ставок, реальное улучшение условий затронуло лишь отдельные сегменты. Новые машины дешевеют, но вторичный авторынок по-прежнему под давлением. Банки корректируют условия, но делают это крайне осторожно.
Сегмент новых автомобилей показывает последовательное снижение кредитных ставок. Как сообщает ОКБ, в апреле текущего года средневзвешенная ставка упала до 17% годовых — минимум за последние полгода. Это уже шестой месяц подряд, когда фиксируется плавное снижение. Но такой тренд не отражает общее состояние отрасли. Удешевление происходит только за счет льготных программ, инициированных государством и китайскими производителями. Реальные рыночные ставки, вне акций и субсидий, остаются на уровне 21-25% годовых, в зависимости от банка и региона.
Китайские бренды, доминирующие на первичном рынке, активно субсидируют займы. В некоторых случаях конечная ставка оказывается ниже ключевой, что создает временное окно для выгодной покупки. Но такие условия доступны лишь ограниченному кругу моделей и партнерских банков. Во время стагнации экономики это воспринимается скорее как маркетинговый инструмент, нежели долгосрочная стратегия.
Несмотря на удешевление автокредитов на новые модели, общий объем займов за первый квартал 2025 года упал почти на 58% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это говорит о сужении реального спроса и снижении платежеспособности населения. Банки фиксируют высокую долговую нагрузку и не спешат расширять выдачи без компенсации рисков.
Кредиты на автомобили с пробегом не дешевеют. В апреле средняя ставка составила 28% годовых. Динамика снижения практически отсутствует: за последние три месяца — лишь на 1,2 процентных пункта. Причины — отсутствие системной поддержки, высокие риски невозврата, небольшой интерес со стороны производителей.
Несмотря на это данный сегмент стабилен в доле от общего числа кредитов и удерживает показатель в районе 34%. Привлекает цена — подержанные машины стоят ощутимо дешевле новых. К тому же, в этом сегменте представлены марки, которые официально не продаются в России. Это формирует спрос, но не стимулирует банки предлагать выгодные условия. Они ориентируются на ключевую ставку и текущую волатильность на финансовом рынке, что ограничивает потенциал снижения процентов.
Покупка подержанной машины в кредит по-прежнему воспринимается как вынужденная мера. Низкая доступность финансирования снижает оборот и увеличивает срок нахождения автомобилей в продаже, что тормозит развитие сегмента, несмотря на его объем (продажи б/у машин стабильно превышают первичный рынок более чем в пять раз).
Банки учитывают высокий риск невозврата, особенно в условиях замедления роста потребления и общей неопределенности. Например, в некоторых из них ставки на новые авто опустились с начала года лишь на 2,5-3 процентных пункта — это лучший результат за последние месяцы.
Ключевой фактор — структура фондирования. Банки не торопятся перекладывать снижение своих издержек на клиентов, предпочитая сначала протестировать реакцию рынка. Некоторые игроки используют это время для выравнивания маржи и реструктуризации портфелей. Рост просрочек остается реальной угрозой, особенно при агрессивном кредитовании в условиях хрупкого спроса.
Основное препятствие для снижения ставок — не стоимость денег, а отложенный спрос. Покупатели сдерживают решения из-за общей финансовой нестабильности, высокой инфляции и неуверенности в завтрашнем дне. Поэтому даже при благоприятной ставке количество заключенных сделок остается низким.
Самые читаемые
Я, субъект персональных данных, заполняя форму на сайте https://nkbe.ru, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" предоставляю добровольное, конкретное, информированное и сознательное согласие Обществу с ограниченной ответственностью "НКБ" (ИНН 7727490640, ОГРН 1227700202124, юридический адрес: РФ, г. Москва, Садовая-Черногрязская улица, 16-18с1, далее — Оператор) на обработку моих персональных данных на следующих условиях:
Просим обратить внимание
Наша компания ни при каких условиях не берет денежные средства до оказания услуги. Никогда!
Например: у вас попросили перевести средства, чтобы узнать кредитную историю. Любые виды взимания денег до
выполнения услуги от лица компании «НКБ» - это мошенники.
Если вы столкнулись с данной проблемой или уже стали жертвой мошенников просим связаться
с нами
Спасибо!