Центробанк планирует обязать коллекторские агентства в досудебном порядке заниматься взысканием просроченных долгов россиян. ФССП подсчитали: в 25% дел о банкротстве коллекторы никак не взаимодействуют с должниками. О намерении сделать этап досудебного контакта обязательным стало известно от Алексея Чиркова, возглавляющего управление по регулированию службы защиты прав потребителей и обеспечению доступности финуслуг.
Он подчеркнул: коллекторы часто не стремятся найти выход из сложной финансовой ситуации должника, не предлагают ему варианты погашения долга, а действуют автоматически - передают дело в суд.
В такой ситуации необходимо обязать их устанавливать контакт с гражданином до передачи дела в суд. В планы Центробанка не входит установление четкой процедуры такого взаимодействия и принуждение сторон к общей договоренности.
У Банка России есть несколько вариантов, как в правилах будет закреплено обязательство о взаимодействии коллектора и должника:
Действующие законы не обязывают коллекторов взаимодействовать с гражданами до передачи дела в суд. Люди получают только уведомления о том, что взысканием их задолженности теперь занимаются коллекторы.
В условиях экономического кризиса коллекторские агентства все чаще стали доводить дела до суда, т.к. выигрыш в этом случае равен примерно 60%. В течение IV квартала 2023 г. судебное взыскание в общем объеме банковских долгов достигло 74%, микрофинансовых организаций - 33%.
По словам экспертов, развитию такого сценария способствует автоматизация процессов, а также возможность упрощенного взыскания небольших сумм через судебные приказы и исполнительные надписи нотариусов. На повышенную активность коллекторов в области судебного взыскания обратили внимание и в ФССП. 25% из них не устанавливают контакт с должником до передачи дела в суд.
Ранее глава Центробанка Эльвира Набиуллина выступала с инициативой введения единого подхода по взысканию долгов россиян, чтобы разные кредитные компании вырабатывали единый подход по возврату и реструктуризации задолженности одного гражданина.
Мера Центробанка будет иметь благоприятные последствия для рынка. Многие легальные коллекторы уже следуют этой схеме - стараются войти в положение должника и предложить ему удобный путь погашения долгов. Такая схема позволяет 80% клиентам избежать процедуры банкротства, закрыть все долги и продолжать обслуживание в банке.
Чаще всего досудебный контакт коллекторов с гражданином устанавливается с помощью телефонного звонка. В ходе личного общения проще найти выход и договориться о способе погашения кредита.
Одна из важнейших проблем досудебного взыскания - отсутствие актуальных контактов многих должников. На фоне этого необходимо, чтобы Центробанк обязал банки регулярно убеждаться в достоверности контактов заемщиков.
Самые читаемые
Я ознакомлен со следующими положениями и согласен на их применение:
Настоящим даю свое согласие ООО «НКБ» на обработку в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных» любой информации, относящейся ко мне, полученной как от меня, так и от третьих лиц, как с использованием средств автоматизации, так и без использования таких средств, то есть на совершение следующих действий: Сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, блокирование, обезличивание, уничтожение, а так же право на распространение (передачу и трансграничную передачу) третьим лицам моих персональных данных, в том числе, но не исключительно: фамилии, имени, отчества, данных и реквизитов документа (-тов), удостоверяющих личность, сведений о гражданстве, дате и месте рождения, адресе регистрации, фактическом адресе, семейном, социальном, имущественном положении (в том числе данных об имуществе), образовании, профессии, доходах и расходах. Настоящим выражаю свое согласие на то, что ООО «НКБ» вправе поручить обработку относящейся ко мне информации, указанной в настоящем пункте, компаниям-партнерам их наименования размещены на сайте nkbe.ru, в связи с чем компании вправе осуществлять в отношении такой информации действия и обрабатывать такую информацию способами, предусмотренными в настоящем пункте.
Настоящее согласие дается мной:
Для осуществления проверки предоставленных мной информации и сведений;
Для целей продвижения на рынке (в том числе путем осуществления прямых контактов со мной с помощью средств
связи, включая почтовые отправления, телефонную связь, электронные средства связи, в том числе
SMS-сообщения, факсимильную связь и другие средства связи) продуктов (услуг) ООО «НКБ», совместных
продуктов компаний-партнеров и третьих лиц, продуктов (товаров, работ, услуг) третьих лиц.
Согласие, данное в настоящем пункте, предоставляется на срок моей жизни. Исполнение мной своих обязательств по Договорам, либо прекращение Договоров, заключенных между мною ООО «НКБ» как на дату подписания настоящего Согласия, так и в будущем, не прекращают действие настоящего согласия. Обработка и хранение персональных данных будет осуществляться в течение всего срока действия настоящего согласия. Настоящее согласие может быть отозвано мною посредством направления в ООО «НКБ» письменного уведомления, полученного ООО «НКБ».
Просим обратить внимание
Наша компания ни при каких условиях не берет денежные средства до оказания услуги. Никогда!
Например: у вас попросили перевести средства, чтобы узнать кредитную историю. Любые виды взимания денег до
выполнения услуги от лица компании «НКБ» - это мошенники.
Если вы столкнулись с данной проблемой или уже стали жертвой мошенников просим связаться
с нами
Спасибо!