В антимонопольной службе предложили принять закон, который позволит заемщикам самостоятельно решать, в какой страховой компании приобретать полис. Сейчас эта норма регламентируется постановлением Правительства, действующим до сентября 2025 г. Однако в большинстве кредитных компаний клиентам не сообщают, что они имеют право на выбор. Нарушители при этом ни к какой ответственности не привлекаются. Это приводит к переплатам по страховкам или заключении договоров на невыгодных условиях.
В сентябре 2023 г. ФАС провела исследование рынка и выяснила: только 20% банков информируют клиентов об их праве на выбор страховой компании. Это обязательство прописано в постановлении Правительства, принятом в сентябре 2023 г. В рамках него банки должны принять полис клиента, заключенный в любой страховой компании с рейтингом от "А-". В 2024 г. ситуация осталась примерно такой же.
По словам руководства ФАС, в следующем году документ перестает действовать. Поэтому необходимо на законодательном уровне обязать банки принимать страховые полисы граждан по их выбору. В течение оставшегося времени будет подготавливаться перечень поправок к закону "О потребительском кредитовании".
Когда норму закрепят в законе, нарушители будут привлекаться к ответственности. Сейчас никакого наказания за это не предусмотрено. Однако ФАС может организовать проверку деятельности банка и наличия у него договоров со страховщиками-партнерами.
Если к сентябрю соответствующее предложение поступит от кого-то другого, ФАС поддержит его. Если этого не произойдет, служба сама подготовит его.
Сейчас банки безнаказанно нарушают требование постановление Правительства. Они убеждают клиентов в том, что они могут застраховаться только в одной из организаций из списка "рекомендованных". Чаще всего страховщики в этом перечне берут на 30-100% больше, чем конкуренты.
Услуги страховщиков обычно навязываются через предложение сниженной ставки по кредиту, если заемщик выберет партнера банка. 80% клиентов кредитных компаний говорят о том, что право выбора им не предоставили, предложив только 1 вариант.
Еще один проблемный момент - длительная проверка страховой компании. Иногда банк намеренно затягивает процедуру до 60 дней, даже если предложенный клиентом вариант соответствует требованиям. Изменить ситуацию смогут только закрепленные в законодательстве нормы.
При выявлении нарушений Центробанк сейчас направляет сведения о кредитной компании ФАС. Если банк устанавливает свои строгие требования при выборе страховой компании или отказывается принимать полис без объяснения причины, это нарушает антимонопольное законодательство.
Эксперты полагают, что за такую практику закон должен предусматривать штраф, например, в размере 0,1% от размера капитала. Тогда за навязывание страховщиков банки должны будут платить миллионы или миллиарды рублей.
Дополнительно нововведения позволят сделать процедуру выбора компаний прозрачной и простимулируют конкуренцию между страховыми компаниями. Они будут стремиться предлагать клиентам более выгодные условия и будут повышать качество своего обслуживания.
Один из минус - возможное расширение пакета документов, который будет требоваться от заемщика.
Самые читаемые
Я ознакомлен со следующими положениями и согласен на их применение:
Настоящим даю свое согласие ООО «НКБ» на обработку в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных» любой информации, относящейся ко мне, полученной как от меня, так и от третьих лиц, как с использованием средств автоматизации, так и без использования таких средств, то есть на совершение следующих действий: Сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, блокирование, обезличивание, уничтожение, а так же право на распространение (передачу и трансграничную передачу) третьим лицам моих персональных данных, в том числе, но не исключительно: фамилии, имени, отчества, данных и реквизитов документа (-тов), удостоверяющих личность, сведений о гражданстве, дате и месте рождения, адресе регистрации, фактическом адресе, семейном, социальном, имущественном положении (в том числе данных об имуществе), образовании, профессии, доходах и расходах. Настоящим выражаю свое согласие на то, что ООО «НКБ» вправе поручить обработку относящейся ко мне информации, указанной в настоящем пункте, компаниям-партнерам их наименования размещены на сайте nkbe.ru, в связи с чем компании вправе осуществлять в отношении такой информации действия и обрабатывать такую информацию способами, предусмотренными в настоящем пункте.
Настоящее согласие дается мной:
Для осуществления проверки предоставленных мной информации и сведений;
Для целей продвижения на рынке (в том числе путем осуществления прямых контактов со мной с помощью средств
связи, включая почтовые отправления, телефонную связь, электронные средства связи, в том числе
SMS-сообщения, факсимильную связь и другие средства связи) продуктов (услуг) ООО «НКБ», совместных
продуктов компаний-партнеров и третьих лиц, продуктов (товаров, работ, услуг) третьих лиц.
Согласие, данное в настоящем пункте, предоставляется на срок моей жизни. Исполнение мной своих обязательств по Договорам, либо прекращение Договоров, заключенных между мною ООО «НКБ» как на дату подписания настоящего Согласия, так и в будущем, не прекращают действие настоящего согласия. Обработка и хранение персональных данных будет осуществляться в течение всего срока действия настоящего согласия. Настоящее согласие может быть отозвано мною посредством направления в ООО «НКБ» письменного уведомления, полученного ООО «НКБ».
Просим обратить внимание
Наша компания ни при каких условиях не берет денежные средства до оказания услуги. Никогда!
Например: у вас попросили перевести средства, чтобы узнать кредитную историю. Любые виды взимания денег до
выполнения услуги от лица компании «НКБ» - это мошенники.
Если вы столкнулись с данной проблемой или уже стали жертвой мошенников просим связаться
с нами
Спасибо!