Компания NielsenIQ провела исследование потребительского спроса в 2022 году. По итогам года показатель упал сильнее, чем во время кризиса 2014-2015 г.г. На рынке товаров с повседневным спросом рост составил 13,6%. Но это произошло на фоне инфляции в 17%. Получается, реальное потребление опустилось до отметки в -3,4%.
Например, в течение 2015 года объемы продаж снизились на 1,5% при уровне инфляции в 14,1%. Так, показатель номинального роста на рынке составил 12,5%. После этого реальный спрос всегда превышал инфляцию.
Во-первых, продажи снизились из-за падения доходов россиян, а также на фоне сложностей в логистических цепочках при поставке товаров. По словам экспертов, продажи снижались на протяжении 11 месяцев прошлого года. Исключением стал 1 месяц - март. Тогда многие иностранные компании заявили об уходе с российского рынка, и на некоторые группы товаров наблюдался ажиотажный спрос. Также люди старались запастись впрок товарами с долгим сроком хранения.
В сентябре 2022 года из России ушли 34% зарубежных производителя (IKEA, Coca-Cola, Henkel, P&G и пр.). После того как мартовский ажиотаж на товары этих брендов стих на смену ему пришла стагнация спроса. Кроме того, многие иностранные инвесторы после введения западных санкций прекратили сотрудничество с Россией.
Росстат подсчитал, что в 2022 году доходы россиян становились меньше на протяжении трех кварталов. С июля по сентября падение ускорилось и достигло отметки в 3,4%. Это привело к тому, что теперь граждане руководствуются, в первую очередь, ценой товара при совершении покупок.
Помимо этого некоторые производители в 2022 году не могли поддерживать цены на прежнем уровне. Потребители вынуждены были перейти к режиму тотальной экономии. Это привело к обострению ценовой конкуренции.
Самые читаемые