Центробанк планирует обязать коллекторские агентства в досудебном порядке заниматься взысканием просроченных долгов россиян. ФССП подсчитали: в 25% дел о банкротстве коллекторы никак не взаимодействуют с должниками. О намерении сделать этап досудебного контакта обязательным стало известно от Алексея Чиркова, возглавляющего управление по регулированию службы защиты прав потребителей и обеспечению доступности финуслуг.
Он подчеркнул: коллекторы часто не стремятся найти выход из сложной финансовой ситуации должника, не предлагают ему варианты погашения долга, а действуют автоматически - передают дело в суд.
В такой ситуации необходимо обязать их устанавливать контакт с гражданином до передачи дела в суд. В планы Центробанка не входит установление четкой процедуры такого взаимодействия и принуждение сторон к общей договоренности.
У Банка России есть несколько вариантов, как в правилах будет закреплено обязательство о взаимодействии коллектора и должника:
Действующие законы не обязывают коллекторов взаимодействовать с гражданами до передачи дела в суд. Люди получают только уведомления о том, что взысканием их задолженности теперь занимаются коллекторы.
В условиях экономического кризиса коллекторские агентства все чаще стали доводить дела до суда, т.к. выигрыш в этом случае равен примерно 60%. В течение IV квартала 2023 г. судебное взыскание в общем объеме банковских долгов достигло 74%, микрофинансовых организаций - 33%.
По словам экспертов, развитию такого сценария способствует автоматизация процессов, а также возможность упрощенного взыскания небольших сумм через судебные приказы и исполнительные надписи нотариусов. На повышенную активность коллекторов в области судебного взыскания обратили внимание и в ФССП. 25% из них не устанавливают контакт с должником до передачи дела в суд.
Ранее глава Центробанка Эльвира Набиуллина выступала с инициативой введения единого подхода по взысканию долгов россиян, чтобы разные кредитные компании вырабатывали единый подход по возврату и реструктуризации задолженности одного гражданина.
Мера Центробанка будет иметь благоприятные последствия для рынка. Многие легальные коллекторы уже следуют этой схеме - стараются войти в положение должника и предложить ему удобный путь погашения долгов. Такая схема позволяет 80% клиентам избежать процедуры банкротства, закрыть все долги и продолжать обслуживание в банке.
Чаще всего досудебный контакт коллекторов с гражданином устанавливается с помощью телефонного звонка. В ходе личного общения проще найти выход и договориться о способе погашения кредита.
Одна из важнейших проблем досудебного взыскания - отсутствие актуальных контактов многих должников. На фоне этого необходимо, чтобы Центробанк обязал банки регулярно убеждаться в достоверности контактов заемщиков.
Самые читаемые